Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

157

 

ПСИХОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА

 

Dorta Sasco A. F. Nociones de psicologia de la educacion fisica у el deporte. La Habana, 1984. 132 p.

Цель данного учебно-методического пособия — обеспечить молодых учителей психологическими знаниями для организации уроков физкультуры. В трех частях книги рассматривается история психологических исследований в области спорта. Автор выделяет основные психофизические процессы, обеспечивающие выполнение спортивных упражнений: мотивационные, волевые, эмоциональные и пр.

Третья часть книги посвящена характеристике собственно психологических проблем в области физического воспитания и спорта. Наибольшее внимание здесь уделено тому, что практически необходимо знать и применять учителю в процессе физического воспитания учащихся.

В каждой главе книги предложены конкретные планы проведения тренировочных спортивных занятий; описана методика фиксации результатов этой работы. Автор подробно анализирует составные части урока физкультуры. Особо рассмотрены проблемы личности в рамках спортивной деятельности. Подчеркнуто, что занятия спортом способствуют формированию направленности личности.


 

158

 

Значительное место отведено в пособии психологической характеристике подвижных неспортивных игр, направленных прежде всего на развитие морально-волевых и физических качеств школьника.

Анализируя типы побудительных мотивов для занятий физической культурой и спортом (гл. VII), автор присоединяется к классификации, разработанной А.Ц. Пуни, а в качестве нормативов спортивной работы со школьниками предлагает советскую систему ГТО. В следующей главе А.Ф. Дорта характеризует содержание и эмоционально-волевой аспект спорта, выделяя при этом внутренние и внешние факторы, влияющие на достигаемые результаты. Показано, что в отличие от внутренних факторов (сомнения, страх, чувство беспокойства) влияние внешних (сильные противники, необходимость добиваться высоких результатов) преодолевается не только волевыми усилиями, но и упорными тренировками. Автор анализирует также причины различных психологических состояний, отражающихся на спортивной деятельности (с. 79—80).

А.Ф. Дорта утверждает, что техническая подготовка к спортивной деятельности в психологии спорта понимается как процесс выработки моторных навыков. Важные аспекты совершенствования двигательных навыков зависят от презентации в сознании модели спортивных движений. Поэтому большое значение имеют мышление и речь, так как посредством мыслительных операций спортсмен усваивает и осознает фундаментальные взаимосвязи, определяющие качество движений и вид тренировочной деятельности. Кроме названных аспектов большое значение имеют психологические стороны тактической подготовки спортсмена к соревнованиям, в которой автор выделяет несколько фаз.

На с. 122—124 А.Ф. Дорта рассматривает цели и средства психологической подготовки и дает примерную схему и образец психологической карты, характеризующей личностные качества спортсмена.

В заключение в книге даны некоторые практические рекомендации по ведению дневника развития уровня спортивной подготовки.

 

Н.И. Павлов

Москва