157
ПСИХОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА
Dorta Sasco A. F.
Nociones de psicologia de la educacion fisica у el deporte. La Habana, 1984.
132 p.
Цель данного учебно-методического пособия — обеспечить молодых учителей
психологическими знаниями для организации уроков физкультуры. В трех частях
книги рассматривается история психологических исследований в области спорта.
Автор выделяет основные психофизические процессы, обеспечивающие выполнение
спортивных упражнений: мотивационные, волевые, эмоциональные и пр.
Третья часть книги посвящена характеристике собственно психологических
проблем в области физического воспитания и спорта. Наибольшее внимание здесь
уделено тому, что практически необходимо знать и применять учителю в процессе
физического воспитания учащихся.
В каждой главе книги предложены конкретные планы проведения тренировочных
спортивных занятий; описана методика фиксации результатов этой работы. Автор
подробно анализирует составные части урока физкультуры. Особо рассмотрены
проблемы личности в рамках спортивной деятельности. Подчеркнуто, что занятия
спортом способствуют формированию направленности личности.
158
Значительное место отведено в пособии психологической характеристике
подвижных неспортивных игр, направленных прежде всего на развитие
морально-волевых и физических качеств школьника.
Анализируя типы побудительных мотивов для занятий физической культурой и
спортом (гл. VII), автор присоединяется к классификации, разработанной А.Ц.
Пуни, а в качестве нормативов спортивной работы со школьниками предлагает
советскую систему ГТО. В следующей главе А.Ф. Дорта характеризует содержание и
эмоционально-волевой аспект спорта, выделяя при этом внутренние и внешние
факторы, влияющие на достигаемые результаты. Показано, что в отличие от
внутренних факторов (сомнения, страх, чувство беспокойства) влияние внешних
(сильные противники, необходимость добиваться высоких результатов)
преодолевается не только волевыми усилиями, но и упорными тренировками. Автор
анализирует также причины различных психологических состояний, отражающихся на
спортивной деятельности (с. 79—80).
А.Ф. Дорта утверждает, что техническая подготовка к спортивной деятельности
в психологии спорта понимается как процесс выработки моторных навыков. Важные
аспекты совершенствования двигательных навыков зависят от презентации в
сознании модели спортивных движений. Поэтому большое значение имеют мышление и
речь, так как посредством мыслительных операций спортсмен усваивает и осознает
фундаментальные взаимосвязи, определяющие качество движений и вид тренировочной
деятельности. Кроме названных аспектов большое значение имеют психологические
стороны тактической подготовки спортсмена к соревнованиям, в которой автор
выделяет несколько фаз.
На с. 122—124 А.Ф. Дорта рассматривает цели и средства психологической
подготовки и дает примерную схему и образец психологической карты,
характеризующей личностные качества спортсмена.
В заключение в книге даны некоторые практические рекомендации по ведению
дневника развития уровня спортивной подготовки.
Н.И. Павлов
Москва